Положение

об организации социального патронажа граждан пожилого возраста и инвалидов

 

I. Общие положения

1. Социальный патронаж граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - социальный патронаж) является одним из направлений работы Центра социального обслуживания населения по Притобольному району и осуществляется в целях повышения качества, оперативности предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с их индивидуальными потребностями.

2. Социальный патронаж осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», национальными стандартами социального обслуживания, Уставом Центра и настоящим Положением.

3. Социальный патронаж - это форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - граждан), находящихся в трудной жизненной ситуации, которая включает в себя своевременное выявление степени их социальной дезадаптации и оказания им, при необходимости, различных видов социальной помощи: социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-экономической, социально-правовой или иной помощи.

4. Основные направления, реализуемые при осуществлении социального патронажа:

- выявление и учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение негативных факторов, ключевых проблем граждан, выработка стратегии решения имеющихся проблем;

- определение степени вмешательства, необходимого для удовлетворения выявленных потребностей (оказание материальной помощи, социальных услуг, устройство в дома-интернаты и т.д.);

- выполнение роли посредника во взаимоотношениях с родственниками, знакомыми, соседями и в отношении муниципальных, государственных и общественных учреждений и организаций.

5. Приказом директора Центра назначается ответственное лицо (лица), осуществляющее организацию и контроль за проведением социального патронажа (далее - ответственное лицо).

 

II. Организация социального патронажа

6. Этапы социального патронажа:

- первый этап социального патронажа: информирование граждан о деятельности Центра различными способами;

- второй этап социального патронажа: проведение обследования социально-экономических условий проживания граждан с целью выявления их проблем и потребностей;

7. Информирование граждан о видах, формах социального обслуживания, порядке и условиях его предоставления;

8. Содействие гражданам в предоставлении мер социальной поддержки и реализации их прав, установленных действующим законодательством;

9. Внедрение в практику работы Отделения новых форм и методов социального обслуживания на дому в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальном обслуживании и местных социально - экономических условий.

10. Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня социальных работников Отделения.

11. Направления деятельности Отделения могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций на территории обслуживания Отделения, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

 

III. Организация и порядок работы Отделения

12. Отделение возглавляет заведующий, который назначается и освобождается от должности приказом директора Центра.

13. Отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, или не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или благоустроенном секторе, не имеющем коммунальной - бытового благоустройства.

14. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником не менее 8 граждан, проживающих в благоустроенном секторе, или не менее 4 - в сельской местности . не имеющем коммунально-бытового благоустройства, с учетом тяжести состояния здоровья граждан и возможности к самообслуживанию, характера и периодичности оказания услуг, компактности их проживания, транспортной доступности, степени развития инфраструктуры, и 6-7 человек при нагрузке на 1 социального работника при обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в благоустроенном секторе и секторе не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

15. К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.

16. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываемых Центром, в зависимости от степени и характера их нуждаемости, в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. По желанию граждан, могут быть предоставлены дополнительные социальные услуги, не входящие в указанный перечень, на условиях полной или частичной оплаты.

17.Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти Курганской области.

18.Зачисление на надомное социальное обслуживание граждан и снятие их с социального обслуживания на дому осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации ( Правительства) Курганской области от 07декабря 2004 года № 431» О мерах по реализации федеральных Законов» « Об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. « О внесении изменения и дополнения постановления администрации (Правительства) Курганской области».

19.При оказании гарантированных государством социальных услуг на дому на условиях оплаты с гражданами заключаются договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Указанные договоры могут заключаться как с гражданами, зачисляемыми на надомное социальное обслуживание, так и с их родственниками, обязанными обеспечить им помощь и уход или с каждым из них отдельно при оплате на долевых условиях. Заключение, изменения и расторжения договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

20.При определении территории и численности обслуживаемых, а также графика работы социальных работников заведующим отделением учитывается необходимая частота посещений обслуживаемых ими граждан (не реже 2 раз в неделю), характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания, степень развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, а также транспортных связей.

21.Социальным работникам Отделения выдаются удостоверения, установленной формы.

- третий этап социального патронажа: постановка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на учет в Центр для оказания им необходимой социальной помощи;

- четвертый этап социального патронажа: оказание содействия в решении проблем граждан. По мере необходимости при социальном патронаже используются возможности межведомственного взаимодействия;

- пятый этап социального патронажа: снятие граждан с учета при условии решения выявленных проблем и установление за гражданином пожилого возраста и инвалидом наблюдения на определенный срок (до года).

22.На первом и втором этапах работы посещение граждан проводится заведующими отделениями, социальными работниками, участковыми специалистами и специалистами мобильной социальной службы Центра. Посещение данной категории граждан проводится систематически согласно плану работы Центра. Социальный патронаж за одинокими гражданами и лицами старше 80 лет осуществляется не менее 2 раз в год.

23.При первичном обследовании заполняется акт посещения граждан на дому согласно приложению к настоящему Положению, который регистрируется в журнале социального патронажа и хранится в отдельной папке.

24.На третьем, четвертом, пятом этапах деятельность по социальному патронажу координирует ответственное лицо (на основании актов посещения граждан проводит анализ выявленных проблем, назначает специалистов, в должностные обязанности которых входит оказание того или иного вида социальной помощи, и осуществляет контроль за их исполнением).

25.Информация обо всех гражданах, состоящих на социальном патронаже, и оказанной социальной помощи, вносится в электронный программный комплекс «Адресная социальная помощь».

26.Специалисты, в должностные обязанности которых входит оказание социальной помощи, делают отметку в журнале социального патронажа об оказании социальных услуг гражданам.

27.Ответственное лицо принимает решение о снятии граждан с учета, определяет сроки наблюдения за гражданином и различные формы социальной реабилитации.

28.Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам осуществляются в соответствии с действующим законодательством.